Алексей (alex_kozl) wrote,
Алексей
alex_kozl

Categories:

Как выглядит элегантный русский мужчина

























Вот здесь в Италии задумался над тем, что я не представляю как выглядит элегантно одетый русский мужчина. Представляю как выглядит элегантно одетый немец, итальянец, француз, но автоматически преодеть русского в ту же одежду и тогда составить впечатление об «элегантно одетом» русском не получается. Что-то в образе прихрамывает,
припадает на пятку...
 

Я представляю себе примерно как выглядит элегантно одетая русская женщина. Русские женщины иной раз очень элегантно одеваются, в чем приближаются к итальянкам и существенно превосходят немок. Кстати, эта элегантность ничего общего не имеет со склонностю русско-украинских теток (и вообще всех женщин «из третьего мира») бездарно вываливать свои телеса в самых неподходящих для этого местах (в общественном транспорте, например). Но образ элегантно одетой русской женщины в моем воображении все же вполне состоялся... Он часто зависит от образования, ума и среды, он предполагает прежде всего чувство детали, чувсто меры и гармонии (если это не синонимы) и обязательно манеру держаться с достоинством. Такие женщины «в русских селеньях», несомненно, есть.
 

А вот во что одет «элегантный» русский мужчина???
 

У русских мужиков есть несколько манер одеваться, как я их представляю:
  1. Полное  безразличие. Выбор шмотки происходит автоматически, руководствуясь некими с молодости, если не с детства, вбитыми стереотипами... Чаще всего это низкий социальный уровень — спортивные штаны, футболка, барсетка, лысо-спортивная прическа.  В таком виде русские мужики могут выносить мусор и... путешествовать по Европе (никакое  не преувеличение — жизненный опыт). Самое существенное в этом типе: одежда не используется сознательно в качестве некоего знака состояния финансов или ума, общественного положения, происхождения и проч. Является поневоле, но сознательно не используется. Это единсттвенная непрезентационная манера и в этом смысле тоже своего рода элегантность, только с обратным знаком, - ценность сама по себе.

Все остальные  манеры одеваться это различные  формы презентации чего-нибудь — и состтояния, и ума, и спеси, и власти и т.д. 
 

  1. Чиновничий  стиль. Это что-то вроде военных, только в пиджаках и галстуках. Этот слой по самому своему месту в социальной яме не может быть элегантно одет, несмотря на  закупленные в зависимости от положения костюмы известных фирм. Этому мешает знаковый характер одежды, да еще манера держаться, свойственная нашим чиновникам: небрежное высокомерия вниз и тотальное заискивание, жополизание — вверх. Человек, находящийся все время в неудобном для прямохождения, слегка прогнутом состоянии не может быть элегантным.  Даже стильно одетый чиновник не может быть элегантным, стильным может, а элегантным нет. Элегантность это свобода явленная в поведении и одежде. Не развязность, а именно сдержанная естесственность поведенияиня. И элегантность не может служить презентации, какому-нибудь постооннему означиванию, она ценность сама по себе, она — цель. 
  2. «Мировоззренческая»  манера.  Бывает шляпа, чтоб лысину прикрыть и от солнца защититься, а бывает, что человек  ходит в трусах и в шляпе и снимает ее лишь вместе с трусами перед, например, половой акцией, а то и вообще на снимает. Шляпа в этом случае обычно широкополая, носится зимой и летом с любой одеждой. Это означает, что под шляпой передвигается ппо миру «творческая натура» и уж от нее можно ожидать всего что угодно. Бывают ботинки просто порвались, а бывают художественно разодранные ботики как свидетельстуво сложной душевной организации хозяина. Борода нынче почти всегда аксессуар мировоззренческий, особенно та, что подлиннее. Это либо свидетельство религиозной принадлежности - «православный в доску», либо опять же «творческая натура».
  3. Я - бизнесмен (а не хухры мухры). Манера полностью презентационная, знаковая, что бы она в себя ни включала. В разных пределах нашего отечества  в зависимости от достатка принято экипировать себя этой категории по-разному, неизменно одно - всякий элемент должен убедить окружающих, что это не ХС, а...  генеральный директор торгового ларька, ну, или... аллюминиевого завода. Здесь в манеру одеваться может входить и автомобиль, и дом, и длинногая девка, и цепь, и  трусы из горного хрусталя с космической связью...
  4. Менеджеры в корпорациях. Люди и современные, и по-современному образованые, а главное — основные читатели («пролистыватели») «мужских» и даже «женских» журналов, откуда у них весь ум и все представления о действительности, и куча пошлостей о том, как следует себя вести «в постели», «как сделать карьеру» и т. д. Отсюда же берутся и представления о том, как должен быть одет «настоящий менеджер» (синоним «настоящего человека», какой же это человек, если он не менеджер), советы, как правило, представляют собой переводы из иностранных журналов. Несмотря на то, что у мужчин этой категории самым любимым иностранным словом являются вариации на тему «креативность», фантазии они на чисто лишены и вооображения тоже.  В лучшем сллучае способны «соответсвовать стилю», который навязывыается, что тоже исключает элегантность. Элегантность это не стиль. 
  5. Менеджеры по продаже хрен знает чего. (Сюда бы я внес и представителей самых разных профессий достаточно свободных от общшественног диктата вкусов и требований упорядоченности - адвокатов, преуспевающих врачей, журналситтов и т. д, категория довольно расплывчатая, тем не менее....). Мне кажется, что это самая перспективная категория, если они не представители какой-нибудь крупной корпорации, диктующей свой стиль. Продавцы автомобилей, очков, кофемолок, зеркал, знаний и навыков, всевозможные посредники... люди, которые общаются с клиентами и россыпью и всевозможным «представителями», которые всегда на виду, всегда должны быть прилично одеты... Словом, у них есть шанс... И, как я замечал, они его довольно часто используют.  Не могу, правда, об этом судить в полной мере. Редко встречаюсь...
  6. Молодежные стили. Они обильны и все сплошь презентационны: от панков до футбольных фанатов, нацистов и проч. и проч. Нет даже шансов... Элегантность — это категория вообще зрелости, мОлодежь к ней не приближается из-за недозрелости.
 

    Можно еще  плодить описания по пунктам, наверняка они есть, но лучше перейти к общим определениям самой элегантности, отчасти повторениям.  
     

    Элегантность  не средсттво, а цель, как, например, совершенство не может быть средством (презентации, достижения чего-то и  проч.), оно — цель.  Элегантность это синоним совершенства именно в части внешности — одежды, манер и поведения. У нее нет служебных функций, она не презентационна, она не знак чего-то, она сама по себе ценность. Элегантность это естесственность и органичность. Элегантность это не стиль. Человек «стильно одетый» - это человек подчиненный стилю. Элегантность это свобода от диктата чего бы то ни было. 

    Элегантным  не  может быть человек слишком  полный или слишком худой, даже слишком  спортивный (например, слишком раскачанный) — тоже не может. Весьма распространенная на просторах родины мужская манера  одеваться, подчеркивая свою спортивность, или бывшую спортивность, или «военно-спортивность», «опаленность», так сказать, боями и походами (у меня у самого такая :)) тоже не вяжется с элегантностью. Оболванено-забритый тип прически - сознательно презентационный, шансов нет.  (Был у меня приятель стригший башку квадратом, а когда все спрашивали, что это у тебя, мол, башка квадратом, тут-то он и разъяснял, что это, чтоб удобней было шлем на нее надевать, ведь вы имеете дело с прославленным.... дельтапланеристом или кто он там был... уже забыл). 
     

    В русской  мужской «хорошоодетости» всегда есть  две крайности: чаще всего это  именно презентациооность «красивая  упаковка», по которой должны догадаться в богатом (умственно, духовно или кредитоспособном) внутреннем сожержании. Либо другая крайность: сваливание в некоторую парфюмерность, гомообразность, в приобретенние ужимок и прыжков, свойственных больше женщинам (пресловутые метросексуалы...), некое недостойное (потому что слишком) мельтешение вокруг своей внешности.  Посмотришь на хлопцев на подиуме (манекенщики) — ну, гомики же узкоплечие, и бедрамии виляют, и развороты плавные.  Может, они и не гомики собственно, однако в них впихнули этот стереотип движения те, кто заставляет их ходить по подиуму и выставлять жопу в сторону в конце проходки.  
     

    Но где здесь  искомая средина? Она могла бы быть в изящном подчеркивании  мужественности, но не слишком... Вообще — ничего слишком. 
     

    Легче сказать  чего там в элегантности быть не должно или должно (многое я уж сказал), и как-то примерно ее определить, чем дать ее образчик в виде «гражданина Петрова».  Например, надобно сказать, что я за свою длинную жизнь не встречал ни одного элегантного русского мужчины, то есть не был лично знаком. Одного, впрочем, встречал, но он, как и следовало ожидать, оказался гомиком,  поэтому все эти плавные движения, интонации нараспев и т. д.  Все это отвращало. А в элегантности, в ее зарубежных образцах, да и вообще — теоретически —  в мужчинах должно быть подчеркнуто именно мужское начало — муженственность. Но не выпирающая. Не демонстрация ломовой силы и отваги, как на все готовности (отмороженности), что  как раз довольно часто наблюдается в русском мужчине, пределом чего явился образ «братка», а именно подчеркиванию сдержанной силы, сдержанного достоинства, своего рода благородства. Итак мужская элегантность это именно подчеркивание лучших мужских качеств в одежде и поведении, в — образе. Здесь жесты, способность вести разговор, и физическая манера держаться (почти не встречается нынче мужчин с прямой осанкой и при этом естесственными, непринужденными жестами) имеют столь же большое значение, как и собственно тряпье. Достигается все выучкой. Сюда не идет интеллигентская несколько суетливая деликатность, смущаемость так же, как не идет и любая грубость, развязность, демонстрация небрежения. 
     

    Не надобно  еще и клеить сюда парфюмерное  определение «галантный кавалер» - это не про это. 
     

    Советское время  я даже не беру в расчет, советскому человеку не суждено было быть элегантным и не потому, что одежды подходящей не было, а по ряду причин... Что наталкивает, кстати, на размышления о том, что элегантность это категория социальная, связанная с неким слоем — носителем ее как социальной принадлежности (но не функции). Отсюда и вывод о том, что может быть определенное время в развии национальной культуры, когда элегантность может и не встречаться.

    Например, в  начале 19-го как носитель такой культуры сложился определенный слой, подробно описанный Пушкиным в Евгении Онегине. Еще более понятный, если почитать к нему обстоятельные комментарии Лотмана и Набокова. Вполне возможно, что сейчас он пока не сложился (или я его не вижу) Русских все еще ломает после пережитого в результате крушения СССР, они еще все «не в себе», поэтому у них еще может, разумеется, чего-то не хватать (в поведении и облике), что есть у других. 
     

    Из телевизионных  образов, которые легче бы всего  было представить в качестве примера  некоторой элегантности приходит в  голову Леонид Парфенов. С некоторой однако оговоркой, что он тоже слегка перебрал с некотрой распомаженностью. Но с тех пор я уж телевизора не смотрю ни русского, ни нерусского, и ничего по этому поводу сказть не могу.  
     

    Хотелось бы, наконец, увидеть какую-то более  мужественную русскую элегантность. Может кто подскажет и я просто не вижу?  Буду рад и суждениямм и прямым на нее указаниям :) 
     

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →