Алексей (alex_kozl) wrote,
Алексей
alex_kozl

Category:

Штрих к несправедливости мироустройства (Армянский хор)

Шел, шел вчера по Кельну, забрел в протестанскую церковь в центре показать сыну скульптуру Барлаха - Ангел смерти, а там концерт армянского хора. Решили остаться - послушать немного, а не понравится - уйти. Заслушались, досидели до конца, а после окончания еще долго стояли и хлопали, как сумасшедшие.
Пять армянских девок пели так чудесно, что вполне возможно, если перед смертью захотелось бы услышать чего-то самого важного и красивого, то это пение очень даже подошло бы. Первая часть - куски армянской литургии, вторая - народные песни. Зал постепенно наполнялся - вход свободный, просили лишь при выходе бросать деньги - частое явление для церковных концертов. Уже с первой ноты стало ясно, что хор суперпрофессиональный, немцы затихли, на кашляющих укоризненно оборачивались - аккустика в церкви отличная. Постепенно зрители разогревались все больше - некоторые вскакивали и хлопали стоя. Под конец просто лупили в ладоши, не жалея сил, кричали браву, что тоже бывает не часто. Хористки это почувствовали, сияли. В конце на бис выскакивали, не заставляя себя долго упрашивать, не ломались, - как будто радовались и за себя, и за зрителей. Да и чувствовалось - не избалованы вниманием и успехом.
Одеты были с необыкновенным вкусом - и строго, и с элементами национальных орнаментов на перевязях, у всех хорошо прибранные волосы. Пели без жеманства, сознавая силу просто голоса, просто пения без вспомогательных ужимок и прыжков. И язык удивительный, оказалось - он словно для пения и предназначен не хуже итальянского (никогда прежде не слышал армянского пения такого качества и квалификации испонителей). И - что удивительно! - ежели, например, слушаешь пение на любом европейском - хоть какие-то слова знаешь всегда. А на армянском же не знаешь ни звука! И тем не менее, временами мне совершенно отчетливо казалось, что я слушаю пение на родном языке. Будто они поют какую-то одну изначальную песню, понятную всем. Что то вроде религиозных представлений об изначальной Книге.
Думал о том, что вот девки, поди, консерватории позаканчивали, учились всю жизнь, поют не хуже ангелов, а вот же влачат жалкое существование на полублаготворительных основаниях. Наверняка приглашены были благотворительной церковной организацией, концерт бесплатный, кто-что накидают в пакетик при выходе. А какая-нибудь попсовичка - один аккорд, две с половиной ноты на русском или английском - и деньги гребет лопатой. И все это слушают... Даже сравнивать смешно... Сказать, что они поют лучше, чем там кто-то... это значит как-то обидеть этих девок. Можно сказать, что 99 % популярной музыки, завоевавшей мир, по сравнению с этим девичьим пением - невыносимый отвратительный скрежет.

Это лишь один из штрихов к несправедливости мироустройства :)

Потом вспомнил, что я вообще-то всегда любил армян. И культуру и по отдельности... Чего нельзя почему-то сказать о грузинах...

И вспомнил еще свои путешествия с фольклорным ансамблем Московской консерватории. Когда пели девицы из консерватории мне тоже хотелось как-то так вывернуться наизнанку от приливов счастья и мимолетных прозрений смысла жизни, которые наплывают иногда либо от искусства, либо от природы... И помню - не мне одному... Ехали в поезде, девки вполголоса, почти шепотом начинали петь (впрочем, петь они начинали всегда как только собирались больше двух - в метро, на вокзале, на улице)- впадали в какой-то транс и уж прерывались только на сон и еду. А вагоне - удивительно! - никто не возражал пению (это был плацкарт), а напротив - через полчасика весь вагон ввалился в такой странный дурман, - будто бы анаши накурились, только притопывали (русское народное пение еще очень ритмичное). Или плакали...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments