Алексей (alex_kozl) wrote,
Алексей
alex_kozl

Categories:

Главная советская рок-опера

В целях усугубления своего театрального образования продолжаю просмотр разнообразных театральных пьес, это требует огромных усилий. Особенно процесс досматривания до конца, тут и увеличение скорости не всегда выручает. 

Зато теперь я точно знаю что такое "рок-опера":  это когда много, в основном, полураздетых молодых людей в сплошном дыму отвратительными хриплыми голосами, не попадая в ноты, что-то поют - хором и поодиночке, а  где спеть не в состоянии (нота повыше) - там страшно орут и размахивают руками. В перерывах между ужасным пением пляшут - тоже хуже некуда. Это "рок-опера".

Вообще-то я давно хотел посмотреть. Вот уже наверное лет 20 и хотел или больше. Как она при конце социализма достигла успеха - все время хотелось.  Этот спектакль (да он еще и "рок-опера"!!) был всегда неким символом прекрасного, необычного, яркого, талантливого... Всегда манил...  Но тогда это было удовольствие для московской советско-бюрократической элиты - билетов было не достать, лишь по огромному блату. И мечтать было нечего.  Затем в период русского безвременья и перехода к капитализму уже было можно все купить посвободней - но тогда мне не хватило денег на билет, я учился в институте-аспирантуре, а на стоимость билета можно было купить несколько книг, несколько бутылок водки и еще жратвы, которой не хватало. Словом, всегда предпочитались книги и водка, о чем сейчас нисколько не жалею. Жалел бы наверное, если бы пошел.  Да и нынче - я посмотрел - на сайте театра давно все билеты на Юнону и Авось  распроданы на три месяца вперед, а уж дальше они и не продаются. Стоимость партера 3700, бельэтаж 2,5.  В партере это примерно 80 евро. Ну, щас бы мне, конечно, денег бы хватило, хотя... есть и более насущные задачи. Сейчас бы я тоже ни за что не потратил на такую херню 80 евро  за билет, особенно посмотрев его немного на компьютере.

Вообще, как я понял, и театр, и этот спектакль всегда был таким рассадником мелкобуржуазного вкуса... Это как всеобщая вдруг-любовь к большому теннису... Ну, и по ценам это видно, и по густой ахинее... Любопытно, что интернет выдает результаты поиска на запрос о билетах на спектакль в странной, но характерной помеси: "билеты на Юнона и Авось, циклевка паркета, таиланд, паттайя, аренда офисов..." Туда ему и дорога - в этот ряд (спектаклю).


Одна из первых афиш, Караченцев почти неузнаваем

Началось все, навроде, с того, что в 78-м композитор Алексей Рыбников показал режиссеру Марку Захарову свои музыкальные композиции на темы православных песнопений. Хотели поставить в музыке Слово о Полку, пошли к Вознесенскому-поэту с этой затеей, а тот их отговорил и подсунул собственную поэмку на историческую тему. На том и порешили, премьера была 9 июня 1981 года.  Ну и дальше идет история успеха спектакля...Так повествует Википедия.  Бессменным исполнителем главной роли до своей болезни был Николай Караченцев, партнерши у него менялись по мере старения. Сейчас играет другая звезда - Дмитрий Певцов. Сюжет: история любви русского чиновника, собравшегося в экспедицию вокруг света, к дочери губернатора Сан-Франциско. Уговорились о свадьбе, он было поехал на родину спросить разрешение, но по дороге помер, она его ждала 35 лет. 

Вполне возможно, тогда это было и ново, и очень смело, и даже опасно (Рыбников говорил, что его куда-то не выпускали; наверное еще кого-то куда-то не выпускали), - еще бы! - решились хоть в какой-то степени воспроизвести православные песнопения!! Я не знаю - что именно  было неудобным властям? Религиозные мотивы? Выходит, у спектакля есть даже и заслуги перед православной церковью... Ну как-то так написано опять же в Википедии... 
Может быть, опасно что-то когда-то и было, но, думаю, что безвкусно это было всегда.  


На каком-то юбилее спектакля - четверка главных

...Невольная усмешка возникает, когда вспоминаешь об этом (о гонениях за православные мотивы), просматривая спектакль сейчас. Не знаю что там считал про себя (или про него считали музыканты) композитор Алексей Рыбников, но на мой взгляд, он сделал следующее: взял несколько традиционных очень красивых православных распевов, сильно их испохабил, вложил в уста безголосому хриплому хору (это же рок-опера, твою муттер) - вот получились "православные мотивы" :)) Да такой бы хор, как в этой с позволения сказать "рок-опере", поганой бы метлой погнали из любой даже небольшой московской церкви. Да и не московской тоже. Да и приодеты монахи как-то странно - в какие-то балахоны непотребные, как для участия в Хэлуине в образе смерти. Скорей, приз надо было давать от политуправления пропагандой за кураж над православной символикой и вообще здравым смыслом.


Щас они лягут и начнут на животе танцевать

А вот молитву "Господи воззвах к тебе услыш мя" - так они даже и на пляску переложили. Хриплый Караченцев машет в центре руками и микрофоном, а вокруг танцуют полуголые мужики - какая-то нанайская хореография (от одноименного ансамбля, те тоже все в штанах без маек танцевали). Прочитал, что постановщиком плясок был Вл Васильев. Ну, человек, в принципе, уважаемый, но тут вот промашечка вышла... и танцы-пляски неуместны (они бы  еще Символ Веры или Отче Наш сплясали), да и актеры не балеруны - много, видимо, не натанцуешь. Поэтому во всех плясках мужики в основном  вдоль пола пузом стелятся, так что почти на пузе-то и танцуют. Ногами, видимо, не в силах. Да и вообще я не понял - кто эти мужики-то? Матросы - не матросы. Там еще много разных непонятных персонажей - какие-то дядьки в пОльтах, с завязанными глазами и с ружьями... вообще неизвестно кто. Люди в масках - говорящие от автора, либо от судьбы, девок много в разных, непонятных тоже, одеждах. Или вот на нижнем фото актер какой-то - на лицо знакомый - тоже странно одет - в белый фрак на голое тело. Так, кажется, у Булгакова спутники дьявола одевались... Фарс, типа



В конце они поют эту знаменитую замечательную  песнь:

 Аллилуйя любви, аллилуйя! 
Аллилуйя Кончите с Резановым!
Исповедуя веру живую, 
Мы повторим под занавес заповедь:
Аллилуйя любви, аллилуйя! 
Аллилуйя актерам трагедии, 
Что нам жизнь подарили вторую. 
Полюбившим нас через столетье.
Аллилуйя любви, аллилуйя!

Поют очень проникновенно, по-ленкомовски это означает  - страшными голосами во все горло с надрывом. А потом долго, обнявшись, шатаются из стороны в сторону. Такой расхожий либерально-интеллигентский с московским присвистом китч - "Возьмемся   за руки друзья, шоб не пропасть поодиночке.."

А я еще вот подумал, когда слушал концовку: ужели им за 30 лет существования спектакля никто так и  не сказал, что поют они полную белиберду? Вот конкретно в этих последних строках. Ведь слово Аллилуйя - это в переводе с какого надо означает "Хвалите Господа". Ну и теперь вот подставьте во все эти бессмысленные словосочетания, насочиненные великим советским поэтом Вознесенским. Особенно забавно - алиллуя актерам :) Это уж даже не китч, а просто малограмотный бред - типический признак дешевого советского искусства. 

Нет, наверное я что-то не понимаю в театре. Ведь народ хавает - билеты проданы на 3 месяца вперед.



Tags: Вознесенский, Захаров, Театр, Юнона и Авось
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →