Алексей (alex_kozl) wrote,
Алексей
alex_kozl

Categories:

Чистое мракобесие (письмо к другу)

У меня есть старинный товарищ, вместе учились... kulle Он весьма известный поэт, критик, литературовед... ну а зарабатывает, чем может.... вот, например, статьями про Италию для солидного туристического журнала...(размахивает умом) Это меня немного удивило поначалу, однако вспомнив, что он человек весьма разносторонне образованный, понял, что в этом нет ничего удивительного, думаю, он с таким же успехом мог бы писать хоть про Китай, хоть про Гонолулу и все было бы одинаково интересно. И это при том, что в Италии он был лишь однажды и то коротко. Это мне показалось еще достойнее и интереснее. Умному человеку и бывать нигде не надо... Миллионы туристиков, чешущих по миру в разные стороны, иной раз думают что это самое чесание сделает их умнее и интереснее, а оно наоборот - делает из них только самодовольных полуумков. Лучше бы точно никуда не ездили. Взялся я читать Витю с интересом, поскольку тема мне, мягко говоря, знакомая. Все меня радовало, но кое-что насторожило, и я написал ему письмо, которое, вполне возможно, было бы интересно не только мне и Вите.

Вот его эссе: http://kulle.livejournal.com/187726.html

бокк1
Боккаччо

мрак оощ-2
Мракобесы


Дорогой Витя, наконец-то взялся в дороге читать присланные тобой заметки про Италию... Начал с Боккаччо... Поначалу радовался - здорово, язык ясный, изложение увлекательное, без заумствований с одной и без школьной упрощающей пропедевтики - с другой стороны. Но примерно к середине сочинения стало возрастать недоумение.... Что даже решил тебе черкнуть, по-товарищески...

Знаешь Вить, от тебя-то было удивительно услышать трактовку эпохи, предшествовавшей так называемому "Возрождению" в духе современных защитников девок из Пуси-муси.... "Средневековый обскурантизм", "мракобесие", "тьма Средневековья" и даже "ужасы Средневековья"...

Идея сия об "мраке Средневековья" стала распространяться в эпоху Просвещения - преддверия Фр Революции, по сравнению с которой, кстати, "мрак Ср-я" отдыхает... Идея продолжала потихоньку развиваться и в позитивистский 19-й век, будучи совершенно ненаучной и не исторической. Просто это был век противопоставления науки почему-то церкви, вот ею и размахивали, как знаменем. Сейчас эта идея уже изжита и извлечена из сколько-нибудь осмысленного оборота и сказавший такое, скажем, в немецком образованном кругу рискует получить в ответ снисходительные улыбочки и полный крест на дальнейшем общении на подобные темы или даже на общении вообще. У нас идея оказалась необыкновенно живучей благодаря, сам знаешь, Советской Власти, при которой только эта идея и имела право на существование, все остальные, более тонкие были забыты. К удивлению и печали идея эта застряла в бОшках постсоветских преподавателей, да и вообще "широких кругов демократически мыслящей общественности" вот, как оказалось, даже и у тебя, а не только оголтелых защитников Пусек вместе с проповедью вседозволенности и весьма распространившейся идеи мыслящих пэтэушников: церковь нам не указ, она сама зажралась, а я во шо хочу, в то и верю... При том, что эти люди, как правило, ничего кроме Пелевина и цен на компьютеры и автомобили не читали...

Ну да ладно, я, собственно, не веду тут религиозной агитации, сам-то я не большой святоша... однако удивительно было от тебя выслушать, ну... некоторые, мягко говоря... общие места, расхожие банальности... а в конце эссе ты меня просто добил тем, шо уж откровенно употребляешь термин "Средневековье" в качестве метафоры и синонима для всякого, на твой взгляд - "мракобесия и обскурантизма", даже современного, что уж совершенно не к лицу столь многоученому мужу, как ты. Ну ладно бы еще в обиходе - по пьянке можно простить, но ты ж в почти ученой статье.

Нууу, не знааааю, надо ли тебе отдельно говорить, где про это про все написано...давать ссылку на серьезные труды по Средневековью... Ле Гофф, напр, самый известный... Мне кажется, щас уж в серьезной литературе о Средневековье нет дефицита. Ну вот только один мелкий штрих из автора, которого ты знаешь - Лосева А.Ф. Да думаю даже, у тебя и книжка эта есть. В моей кельнской библиотеке завалялась - привез с собой. В случае чего - в сети полно. Книга замечательная, цитирую:

"Пороки и преступления были во все эпохи человеческой истории, были они и в средние века. Но там люди грешили против своей совести и после совершения греха каялись внем. В эпоху Ренессанса наступили другие времена. Люди совершали самые дикие преступления и ни в какой мере в них не каялись, и поступали они так потому, что последним критерием для человеческого поведения считалась тогда сама же изолированно чувствовавшая себя личность."

Лосев, Эст Возрожд, стр. 138, М., Мысль, 1998.


Ну там у него много всякого интересного и про Средевековье и про Возрождение и про пресловутую Инквизицию - прямое порождение этого самого Возрождения :))

Ах вот еще что... Уже почти в начале эссе меня тоже весьма удивила трактовка "блядства" (ну назовем так условно по-простецки "широкие взгляды" на физиологическую сторону любви, в чем, как ты утверждаешь, особенное значение и "продвинутость" Декамерона) в качестве абсолютного блага и даже в какой-то степени синонима (свидетельства) прогресса, а также ступени в развитии литературы :)). Другое дело боккаччевский "психологизм", да и вообще - сама структура новеллы... тут ты абсолютно прав.

Идея аскезы, по крайней мере, столь же древняя, как и идея "половой распущенности", и во всяком случае достойна не меньшего внимания, а в особенности уважения, поскольку обычно является прерогативой более сильных и высокоорганизованных личностей, чем сторонники идеи блядства. А уж культурные последствие этой идеи не сопоставимы с пропагандой так называемых "радостей жизни". Вообще, культура, как известно, это узда и всякая ограничительная идея в бОльшей мере "культурна", чем любая освободительная (как бы "мракобесно" это ни звучало:))) А то, что блядство удобно и приятно (идея "сексуального рая" - мечта всякого тихого онаниста :))) еще не значит того, что оно (блядство) есть благо.

Говорю об этом совершенно свободно, без боязни быть заподозренным в каком-то там "морализме" , проповедничестве, ханжестве и все такое... Будучи заслуженным распутником, мне, тем не менее, и в голову не пришло бы идеологически (а в некотором смысле подростково-романтически) противопоставлять мое распутство древней идее аскезы и уж тем более встраивать его в какие-то культурно-исторические схемы и воспринимать мое собственное блядство, как символ освобождения от "мракобесия Средневековья".

Вишь ты, дорогой Витя, каковые размышления породило всего одно твое эссе...(Ну, признайся, Витя, что ты это специально так все извратил, чтоб меня возбудить :))) Приступаю к чтению других. Вот, например, про итальянское кино, в котором ты, несомненно, разбираешься куды лучше, чем я. Я ж только боевички туповатые смотрю про спецназ, которые в болоте не тонет, в огне не горит.

Твой А.К.
Tags: Блядство, Италия, Мракобесие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments