Алексей (alex_kozl) wrote,
Алексей
alex_kozl

Categories:

Гоморра, Каморра, итальянский синематограф

В виде некоторого расширения "итальянского кругозора" посматриваю "шедевры итальянского синематографа". Признаться, бывает, что досмотреть до конца на повышенной скорости (всегда отбираю видоплееры обязательно с увеличением скорости просмотра)могу лишь в два-три приема, да и то лишь с очень холодным пивом...Иногда прерываюсь на просмотр детективов... Как правило "шедевры" очень плохо сюжетно скроены-сложены, что мне мешает.. но, наверное, потому они и "шедевры", что в них явлены более тонкие и сложные метания, зачастую на грани или за гранью психического здоровья, часто это связано с "чернушной", давящей атмосферой, причем именно в тупой "нанизывающей" манере, не скрепленной сюжетным развитием... Это как раз меня больше всего раздражает. Таки я остаюсь примитивным приверженцем развития любого хуйдожественного сочинения по простейшей, разъясненной еще в школе структуре - от завязке к кульминации и потом.... этот, как его... все время забываю - катарсис, явственный эмоционально-психологический удар, результат сопереживания. Структура, как известно, самая древняя и самая верная... Для меня этой структурой исчерпывается искусство, чем сильней этот окончательный эмоциональный удар-потрясение, тем гениальней опус. Все политические и социальные декларации для меня бывают важны, но должны вписываться в эту структуру. Иначе я их просто не воспринимаю. Все, что требует "дополнительного разъяснения" со стороны "экспертов" ("ты не понимаешь", "это очень сложно", особенно - "художник хотел сказать, что..."), кажется мне полной хуйней и беспомощностью.

Вот, кстати, яркое итальянское сравнение. Взялся отсмотреть-освоить популярного нынче в Италии автора Роберто Савиано http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE_%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE , в 2008-м он издал "роман-репортаж" "Гоморра" про неаполитанскую мафию "Коморру". Книга разоблачительная (хотя кто этого не знал?), живописаны разные "кровавые злодеяния" мафии, вроде бы названы фамилии, получился большой шум на всю Италию и даже дальше. Книга только в Италии продана около 2-х млн, переведена на 52 языка, автор стал знаменит, обогатился, мафия его приговорила, с тех пор живет под охраной, как Рушди, прячется... книга похожа по жанру и по типу на известных у нас "Цинковых мальчиков", а если брать масштаб побольше или даже повеличественнее - то на "Аргш ГУЛАГ". Но масштаб все же несопоставим. Кстати, не случайно, Савиано считает одним из самых близких себе писателей - Варлама Шаламова, ну и всю его известную теорию "в 20-м веке искусство должно умереть-замолчать". Савиано вообще-то умный, философский факультет в Неаполе закончил. поэтому умело теоретизирует по этому поводу в интервью.

А вот мне как раз всегда казался Варлам Шаламов (при всем огромном моем уважении к железному человеку высочайшего духа) - немного "недописателем", на что у него, разумеется, есть причины. А "Цинковых мальчиков"... ну тоже мне не нравится - слезливостью, страдательным надрывом, всегда казалось, что она "о чем то не о том"....

Ну, словом - посмотрел фильм по книге Совиано "Гоморра". Давящее, депрессивное, состоящее из разных "нанизанных" отрывков и начисто лишенное выраженного сюжета "документально-художественное" повествование в 2,5 часа, которое я на повышенной скорости уложил в полтора, да и то досмотрел лишь в три приема, прерываясь на дыхательную гимнастику и просмотр детективного сериала. Ну наверное, про "Коммору" это все правда, и все ужасно, и книга сыграла свою "прогрессивную" роль, и сам он мужественный человек... я всему этому сочувствую, но... Во-первых, она легко могла быть заменена серией статей... безо всякого ущерба для содержания, разве только для кошелька автора... Во-вторых, во время просмотра с удовлетворением думал - Боже, как хорошо, что у нас не додумались экранизовать "Архипелаг ГУЛАГ" и этих самых "Цинковых мальчиков". Вот бы был тоскевич... Хотя - значительное количество "разоблачительно-чернушечной" литературы было экранизовано-таки... Я и в книгах-то никогда не дочитывал эти сочинения (всегда на каком-то этапе становилось "все понятно" и больше уже не надо), а уж кино можно себя заставить смотреть лишь для какой-то нужды - статьи и проч.

И тут же мне память естественным образом подсунула яркую альтернативу на ту же примерно тему - "Крестного отца" Марио Пьюзо. Все тоже самое, только существенно более талантливо - и книга и фильм, включено в классическую структуру с развязкой-катарсисом, производит сильнейшее эмоциональное впечатление... Ну и вообще - что говорить - это и книга и фильм целой эпохи, выдающиеся сочинения.

А Савиано - так себе, ничего выдающегося, несмотря на огромные разъяснительные усилия об "особом жанре" и огромные тиражи...
Tags: Гоморра, Италия, Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments